oko09 (oko09) wrote,
oko09
oko09

Бездействие или бессилие мусульманского духовенства Карачаево-Черкесии?

Хезены (хызен) - это такие набитые продуктами (мясо, хычины, печенье, сахар, рис, гречка, макароны, кофе, чай, сухофрукты, фрукты, различные сладости, соки, обязательно знаменитая карачаевская груша - лимонад и т.п.) пакеты, которые стало принято раздавать на 52 дня (сроки отличаются в разных населенных пунктах от 40 до 52), на 6 месяцев и на год с момента смерти человека. Хызены или пакеты сегодня распространены у карачаевцев, ногайцев, черкесов и абазин. Считается, что этот "обычай" впервые появился у карачаевцев или вернее карачаево-балкарцев, а другие народы потянулись за ними.

фото Сулима Кудусова взято отсюда: http://www.riakchr.ru/wp-content/uploads/2014/06/EX5A2660.jpg

Состав пакетов везде разный, в среднем стоимость от 1500 рублей, часто кладут посуду, тапочки, полотенца и т.д.
Эфенди получают элитные хезены, помимо денег. Деньги заворачивают в новый носовой платок, который   находится на столе, у тарелки каждого из эфенди (будто это просто платочек, все так похоже на проявление лицемерия). Обычно хорошим тоном считается добиться прихода не менее 6-ти эфенди, а лучше 10-12 эфенди (хотя и одного человека достаточно знающего молитвы). Большой удачей для эфенди считается, успеть сразу на два мероприятия.
Часто делают еще и детские хезены. Этот обычай никак не связан ни с одной религией, не связан с исконными традициями ни одного из народов Карачаево-Черкесии.

Теперь о цифрах.

Обычно заготавливают не менее 100 хезенов, а это минимум 150000 рублей. Получается, что тольк на хезены семья должна потратить в течении года с момента смерти их члена семьи в среднем от 350000 руб. до 500000 руб. И это расходы только на пакеты-хезены. Это цифры обычных семей живущих на одну зарплату, без бизнеса и финансовой подушки безопасности.
Нетрудно понять, к чем приводит такой обычай. Доходит просто до того, что люди берут кредиты, чтобы соблюсти все "обычаи" принятые в данном населенном пункте, чтобы не дай Аллах, никто плохого слова не сказал, чтобы все родственники и команда эфенди были довольны. И выплачивать приходится уже в 2-3 раза больше с учетом процентов по кредиту.
Странная вещь, люди готовя хызены, признают, что это неправильно, но всегда боятся что скажут люди. Сейчас во многих оптовых магазинах дают  все необходимое "в кредит", это обычное дело, а когда духовники запретили резать и раздавать мясо юлюшле, люди в тайком от них стали это делать, а люди в преклонном возрасте заранее режут скот и  раздают. Такой у нас народ странный. Вдобавок ко всему, когда на 40 или 52 дня идут в дом семьи умершего, люди несут, получается абсурд, как-будто в магазин сходили, сначала деньги, через некоторое время получи пакет.

Думаю лучше всего раскрыта тема расходов с похоронными обрядами в "КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАРАЧАЕВО - БАЛКАРЦЕВ ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ И ЛИШНИЕ РАСХОДЫ" автор М.О.Будай,
доступно по ссылке для скачивания http://real-alania.narod.ru/alanialand/2buday/PDF_knigi/Pohoron_obryadi_rashody.pdf
Вот цитата из этой работы:
"КАКИЕ РАСХОДЫ ПОЩРЯЕТ АЛЛАХ
Расходы в исламе подразделяются на две категории:
а) тщетные расходы – это расходы, сделанные из лицемерия перед людьми, и нет в них никакого благодеяния. Лучший пример этого - раздача карачаевцами «хъызенов» – пакетов с угощениями на поминках.



Я много раз слышал от родных умершего, которых отговаривали от раздачи «хъызенов», такие слова: «Если мы этого не сделаем, люди станут осуждать нас».
Это говорит о том, что данные расходы делаются из лицемерия перед людьми.


Аллах не одобряет таких деяний, и никакой награды за эти расходы не обещает. Он говорит:


« О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попрѐком и обидой, как тот, кто расходует свои деньги из лицемерия перед людьми…» (2:264).


б) Расходы во имя благоволения Аллаха. Аллах говорит:


«А те, которые тратят своѐ имущество, стремясь к благоволению Аллаха и по укреплению своих душ, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принѐс свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то роса. Поистине, Аллах видит то, что вы делаете! (2: 265)
."
а вот еще один интересный момент:
"52 – й день - «Джик дууа»


Согласно древним обычаям в этот день раздавались – 52 жаренные на масле лепѐшки – «къатлама гырджын». А сегодня этот день несѐт с собой такие расходы, которые не по плечу для многих карачаево – балкарских семей, причѐм на много превышающие расходы седьмого дня. Помимо угощений и трапезы присутствует ещѐ и момент «раздача хызенов» - пакеты куда кладутся: мясо, сахар, чай,кофе, сок, сладости, чашечка, рубашка, полотенец, носки, тапочки, сгущенное молоко, а иногда и зонтик. Количество раздаваемых в этот день пакетов колеблется от 300 – 400 штук.


Сумма расходуемых средств только на 52 день в такой сумме просто расточительство и лицемерие перед людьми, за которое нет воздаяние от Бога ни мертвым, ни живым. Более того, это грех, ввергающий многие семьи в нищету.


Первое, что хотелось бы отметить - что отправление обряда «52 –й день» с традиционной раздачей многочисленных «хъызенов», наблюдается только у карачаево – балкарцев.
В результате частного исследования, в ходе опроса наших аксакалов выяснилось, что до депортации нашего народа в среднюю Азию традиционной раздачи «хызенов» не было
."
В результате частного исследования, в ходе опроса наших аксакалов выяснилось, что до депортации нашего народа в среднюю Азию традиционной раздачи «хызенов» не было."
http://tanat.info/ - а здесь собрана очень интересная эксклюзивная информация о карачаевцах, балкарцах и черкесах.
Призываю всех - давайте вспомним настоящие традиции наших предков, а не навязанные в последние 50 лет. Уважаемое духовенство, плохо работаете, очень плохо.

Официально в Карачаево-Черкесии
запретили этот обряд еще в мае 2011 года о чем сообщали многие информационные ресурсы:
Согласно шариату, обязательным при проведении похорон является только джаназы-намаз (молитва о прощении грехов усопшего), совершаемая имамом и присутствующими мусульманами. Затем родственники под руководством имама совершают омовение покойного. По возвращении в дом покойного после похорон, имам обязан разъяснить родственникам и всем присутствующим порядок проведения поминок.

"Таких  расточительных обрядов, как в Карачаево-Черкесии, нет нигде!", - уверял Джамал  Джанкезов в мае 2011 г.
Имамы, эфенди, вообще мусульманское духовенство Карачаево-Черкесии начните наконец работать, сейчас июнь 2014, за 3 года в Республике открыты десятки детских садов, школ, построено множество социальных объектов, спортивных объектов, дорог, провели и проводят газ и водопровод в отдаленные селения республики, отстроен европейского уровня курорт "Романтик" в Архызе, в Черкесске парк "Зеленый Остров" стал похож на курортное место и много чего еще. Чем же занималось духовенство? Где результаты? Что вы сделали? Почему хызены в ходу? Необходимо избавить людей от чуждых, избыточных, неправильных обычаев.

P.S. Если у вас есть более подробная или дополняющая информация, подтверждение или опровержение содержимому данной записи, пожалуйста пишите в комментариях или присылайте на эл.почту oko09.ru@mail.ru.

"ОКО 09"
Tags: Бердиев, Имам, КЧР, Карачаево, КарачаевоЧеркесия, Карачаевск, Карачаевский, Коран, Малокарчаевский, Мечеть, Мусульмане, Теберда, Хаджи, Черкесск, Эфенди, балкарцы, духовенство, ефенди, ислам, карачаевцы, лицемерие, мусульмане кчр, обряды, поминки, похороны, хезен, хызен
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments